Статьи, публикации
Всего материалов в каталоге: 21 Показано материалов: 11-15 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу
"Уважительное отношение к детям". Дина Терешенкова.
«Детство – не подготовка к жизни, а сама жизнь, и ребенок – не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, человек, за которого и перед которым мы ответственны.» Франсуаза Дольто.
Раздается звонок и в трубке слышится взволнованный женский голос, который сообщает о том, что с ребенком что-то не так и с ним надо что-то сделать. Это обычная рабочая ситуация для меня, как психоаналитика, которому звонит родитель, чаще мама ребенка и просит о встрече. С сыном или дочерью происходит что-то, что не устраивает родителей, пугает, волнует, может и раздражает… Мама уточняет, что нужно принести: медицинскую карту, диагнозы…какие-то рецепты, выписанные докторами?
Читать, смотреть полностью
Основы и клиническое значение материнской привязанности. Т.Н.Пушкарева
Т.Н. Пушкарева - канд. мед. наук, старший научный сотрудник, докторант Украинского НИИ социальной и судебной писхиатрии и наркологии, автор 30 научных публикаций, кандидат Института психоанализа Восточной Европы имени Хан Гроен-Праккен, председатель Киевского психоаналитичсекого общества
Время спасать еще не родившегося ребенка начинается раньше беременности. - Индийская поговорка
В статье, с точки зрения психоаналитического подхода в его исторической перспективе, приводятся данные о развитии представлений на феномен привязанности и ранних отношений матери с ребенком, трансгенерационной передачи паттернов привязанности и ранних объектных отношений. Клинические примеры иллюстрируют теоретический материал. Анализ результатов научных исследований пренатальной привязанности позволяет определить направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: привязанность, пренатальная привязанность, трансгенерационная передача, раннее развитие, психоаналитический подход, психотерапия.
Исторический и повседневный опыт предоставляют множество примеров не только жертвенного, самоотверженного, но и амбивалентного, непоследовательного и даже открыто враждебного отношения родителей к своим детям. Достаточно представить современные проблемы социального сиротства и жестокого обращения с собственными детьми или вспомнить библейское сказание о Моисее, греческий миф об Эдипе, кельтскую легенду о Мерлине, герои которых были брошены родителями, чтобы убедиться в неоднозначности родительского отношения к детям. Известно, что природа девиантного родительского поведения, как правило, кроется в негативном опыте ранних взаимоотношений молодой матери или отца с собственной матерью.
Как свидетельствуют эмпирические и научные данные, ранний опыт взаимодействий матери и ребенка является матрицей всех последующих взаимоотношений человека. Интроецированные в детстве модели внутренних объектных отношений определяют особенности межперсонального взаимодействия не только на протяжении жизни индивида, но и, через феномен трансгенерационной передачи, влияют на систему объектных отношений последующих поколений
Читать, смотреть полностью
КОМАНДНЫЙ ФАКТОР В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Я.О. Федоров
Городской психоневрологический диспансер № 7, Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург
Введение
Перспективы развития российской психиатрии вызывают горячие дискуссии в обществе. Например, Т.Б. Дмитриева (2007) на заседании общественного совета по вопросам психического здоровья указывает, что развитие психиатрической помощи пойдет в сторону ее «амбулаторизации», основным компонентом которой видится расширение психотерапевтической помощи. Это ставит перед психиатрической и психотерапевтической службами важные задачи, решение которых невозможно без эффективной кадровой политики. Полагаясь на собственный опыт, можно с уверенностью сказать, что создание хорошей терапевтической команды – это нечто большее, чем просто достаточное количество хорошо подготовленных специалистов.
Читать, смотреть полностью
Федоров Я.О., Шиканова Е.А.
Психодинамическая группа в дневном стационаре ПНД: трудности и пути решения
Введение
В современных условиях потребитель психиатрической помощи уже не удовлетворен только наличием хорошо подобранной лекарственной терапии и некоторыми социальными льготами. Все больше пациентов ищут способы «психологического лечения» – психотерапии. При этом не всегда наша служба готова предоставить такую помощь. Во многом это связано с известным психотерапевтическим пессимизмом в отношении пациентов с психотическим уровнем нарушений. Эффективным средством психосоциальной реабилитации может выступать групповая психотерапия, т.к. по сравнению с индивидуальной она имеет еще ряд преимуществ, о которых пойдет речь ниже.
Внушает оптимизм тенденция последних лет к практической интеграции различных психотерапевтических подходов в психиатрическую службу, а внутри самой психотерапии – все большая консолидация специалистов разных направлений между собой. Нас могут разделять разные теории, но практика нас объединяет всегда. Конечно, важно понимание того, что же теоретически происходит с пациентом. Но еще более важно – решать текущие ежедневные трудности, которые в психоанализе называются сопротивлениями. Этот термин отражает, в широком смысле, все тенденции пациента противостоять благоприятным изменениям (Menninger K., 1958).
Данная статья посвящена нашему непосредственному опыту – трудностям, понятным и близким каждому практику групповой работы. Цель статьи – познакомить коллег с опытом долгосрочного ведения группы психиатрических пациентов, а также поделиться тактическими и стратегическими путями решения текущих проблем.
Немного «отечественной новейшей» истории
В дневном стационаре групповая психотерапия с психиатрическими пациентами стала проводиться с 1990-го года. Первоначально при создании и ведении таких групп специалисты ориентировались на подходы классического группового психоанализа Лондонского Института Группанализа (LIGA), где они проходили обучение. Это были группы по 8-10 человек, которые встречались по 2 раза в неделю в течение всего года с перерывом на летний отпуск. В состав групп входили пациенты дневного стационара (после выписки они могли посещать группу). Преимущественно это были пациенты с шизофренией. В момент направления в группу они не имели выраженной психотической симптоматики и были способны «усидеть» на месте в течении полутора часов. Каждую группу вели двое ведущих, как правило, психиатр и клинический психолог.
Классический подход был направлен на процесс группы в целом, при этом уровень тревоги в группе часто был слишком высоким, – больше, чем могли вынести пациенты. Было очень трудно сохранять стабильный состав – в среднем, пациенты приходили на несколько месяцев и потом покидали группу «по объективным причинам» (выписка из дневного стационара, «трудно ездить», «мне уже лучше», «эта группу не для меня» и т.п.). Даже у тех, кто непрерывно посещал группу год и более, существенных изменений в динамике симптомов, социальном функционировании, удовлетворенности жизнью не отмечалось. Было очевидно, что это связано с коротким периодом психотерапии и невозможностью «удержать» пациента. Эти трудности подтолкнули коллег искать другие методы, и с 1994 в группе стали использоваться техники гештальта, психодрамы и арт-терапии. Через два года ведения таких группы стало понятно, что их эффективность осталась на прежнем уровне. В 1996 году группа была закрыта, так как результаты психотерапии оценивались как минимальные.
С 1997 года, благодаря американским коллегам, в частности Гарольду Штерну (Harold Stern) психотерапевты и психологи отделения получили новую поддержку. В работе групп стал использоваться современный психоанализ Х.Спотница (Hymon Spotnitz) и его последователей. Был организован первый полноценный курс обучения современному психоанализу, и начался новый этап в понимании и психодинамическом лечении психиатрических пациентов. Практический опыт американский коллег говорил о том, что терапия психиатрических пациентов может быть вполне успешной. В частности, Х.Спотниц указывал на полную обратимость шизофрении (Спотниц. Х., 2004). Впрочем, и у хорошо известной в России Нэнси Мак-Вильямс мы тоже находим схожее мнение: «Вылечившаяся от шизофрении женщина…», (Н.Мак-Вильямс, 2001, стр. 84).
В 1998 году, после двухлетнего перерыва группа была вновь организована. Принцип набора в группу и сеттинг (все материальные аспекты клиент – психотерапевт) были теми же, что и раньше: участниками были пациенты дневного стационара, группа собиралась два раза в неделю, ведущих было двое, встречи для пациентов, естественно, было бесплатными. Через два года можно было сказать о значимых позитивных изменениях у членов группы. Результаты были подтверждены катамнестически нашими коллегами (Чистяков М.С., 2010, Шиканова Е.А., 2013). Группа просуществовала до 2005 года и потом была закрыта.
Читать, смотреть полностью
Хайман Спотниц
Часть 5 и заключение
Клинический пример
Spotnitz, H. (1980) Constructive emotional interchange in group psychotherapy.
Мэри пришла в группу после нескольких лет индивидуальной терапии, когда ей было под сорок. В первые годы жизни она пережила серьезную эмоциональную депривацию – ее долго кормили грудью, а затем слишком резко отлучили. Два года спустя Мэри пережила несколько травм после рождения сестры, которая стала любимым ребенком в семье. В ответ на эмоциональное пренебрежение матери и карательные установки отца у Мэри возникло сильнейшее чувство неполноценности. На основании этого чувства Мэри неосознанно провоцировала окружающих отвергать ее. Неадаптивный паттерн – Мэри постоянно организовывала ситуации соперничества с сестрой, а затем отступала и признавала свое поражение, - реактивировался в ее социальной жизни и других ситуациях межличностного общения.
В ходе индивидуальной терапии Мэри часто выражала чувство, что она никому не нравится. Когда терапевт попытался передать свое теплое отношение к ней, она лишь отмахнулась. Она сказала, что это было сделано в терапевтических целях.
На первой же групповой сессии один из мужчин в группе был искренне заинтересован Мэри и так и сказал. Мэри внезапно почувствовала себя уважаемой и желанной. Однако остальные участники группы довольно-таки последовательно игнорировали ее, и ей часто казалось, что ее присутствие раздражает их. Однако, когда она погрузилась в молчание и другие пациенты указали ей на то, что она отказывается сотрудничать с ними, Мэри сказала, что не понимает их и поэтому ей трудно с ними разговаривать. Первый год в группе принес одни разочарования – несколько раз она выражала намерение уйти из группы.
Читать, смотреть полностью