• ТЕМЫ:

    • Установочный семинар: Синдром выгорания – 1 семинар, 6 часов
    • Агрессивность подростков (Детская агрессивность) – 1 семинар 6 часов
    • Эффективное эмоциональное взаимодействие – 3 семинара по 6 часов

     

     

    СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ: ПРИЧИНЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА.  ВЛИЯНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Цель:

    Информирование и помощь педагогам  в сохранении психического здоровья и поддержании высокого уровня их профессионального функционирования

     

    Задачи:

    1. предоставить полную информацию о причинах и проявлениях СЭВ

    2. исследовать психо-эмоциональный  ресурс педагогов (участников)

    3. сформировать мотивацию к овладению приемами  эффективного эмоционального общения для усиления психического иммунитета и профессиональной компетентности в ситуации стресса

     

    Целевая аудитория:

    Завучи, педагоги и воспитатели СОШ и МДОУ, педагоги-психологи

     

    Пояснительная записка:

    Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья.

    В Уставе ВОЗ говорится: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".

    Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье – это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.

    Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Более 450 миллионов человек страдают от психических расстройств. У многих других людей имеются психические проблемы.

    Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

    Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

    • сердечно-сосудистые;
    • желудочно-кишечные;
    • нарушения опорно-двигательного аппарата;
    • болезни крови;
    • нарушение функции щитовидной железы.

    По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

    • – после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
    • – после 15-ти лет стажа – 40%;
    • – после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

    Постоянное перенапряжение приводит к ряду психосоматических соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония).

    Синдром хронической усталости отнесен к основным профессиональным заболеваниям педагогов.

    Установлена взаимосвязь «сгорания» с неконструктивными моделями поведения в проблемных производственных ситуациях и определенным личностным симптомокомплексом  (личностными «факторами риска»).

    Многими исследователями обнаружена и подтверждена связь между:

    • между общим (суммарным) показателем «выгорания» и характеристиками работы: значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу;
    • между деперсонализацией и прогулами (недисциплинированностью), плохими отношениями с семьей и с друзьями;
    • между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями;
    • между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.

    Теоретическая  часть:

    Эмоциональное выгорание как профессиональная вредность педагогов: причины, проявления  и последствия.

    Требования ,которые выдвигает профессия к личности преподавателя.

    Мотивация выбора профессии преподавателя.

    Особенность личности преподавателя и влияние этих особенностей на механизмы адаптации к профессии и проявления СЭВ.

    Адаптивные и дезадаптивные способы овладения тревогой, связанной с трудностями преподавательской деятельности.

    Теоретические предпосылки для создания практической модели процесса профилактики

    СЭВ.

    Способы профилактики СЭВ( самонаблюдение, самоанализ, профессиональное развитие, овладение навыками эффективного эмоционального общения, балинтовские группы-как средство эффективной взаимопомощи и профилактики СЭВ, супервизии и др..)

     

    Практическая часть:

    Предполагается, что семинары будут включать как теоретическую часть в виде лекционно-дискуссионных блоков, так и практические части – интерактивное обучение в малых группах :

    1. техникам эмоционального общения и конструктивного решения конфликтных ситуаций
    2. проведению групп взаимопомощи (балинтовские группы)
    3. проведение супервизии ( групповое консультирование трудных случаев из практики педагогов)
    4. самодиагностика (Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко и др.)- по желанию

    Длительность: 1 семинар 6 академических часов

     


    ЭФФЕКТИВНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ И ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

    Цель:

    Развитие профессиональных навыков, усиливающих эффективность и авторитет учителя

    в учебном процессе.

     

    Задачи:

    1. ознакомить    педагогов  с теоретическим  обоснованием необходимости  использования эмоционального общения в учебном процессе (знакомство с теорией объектных отношений , теорией привязанностей и др..)

    2. ознакомить  с возрастными особенностями эмоциональной сферы учеников и дать понимание влияния  этих особенностей на поведение. Понятие о дифференциальном подходе в выборе способа эмоционального взаимодействия  с учениками разного возраста.

    3. рассмотреть эмоциональный аспект отношений в классе (в группе) в контексте эффективности учебного процесса

    4. дать понятие группового процесса как универсального . Изучение динамики группового процесса в различных социальных группах, в том числе и классе.

    5. изучить роль лидера в групповом процессе. Педагог - эффективный  лидер группового-учебного процесса.

    6. Изучить взаимное влияние группового и учебного процессов. Позитивная и негативная динамика.

    7. изучить принципы и основные приемы эффективного эмоционального взаимодействия в группе учеников.

    8. расширить (обогатить) профессиональный коммуникационный инструментарий педагогов (участников)

     

    Целевая аудитория:

    Классные руководители, воспитатели СОШ, МДОУ, детских домов, учреждений дополнительного образования

     

    Пояснительная записка:

    Современные исследования (М. Кляйн, Д. Винникот, Дж. Боулби, М. Малер, Р.Ж. Мухамедрахимов и др.)  доказали, что адекватное удовлетворение эмоциональных потребностей, наряду с физиологическими, являются необходимым условием для развития младенца (ребенка).

    Человек – существо социальное, отсюда, группа – самая оптимальная среда для социализации и обучения. Существуют определенные закономерные процессы в социальных группах, понимание их динамики позволяет прогнозировать трудности и макесимально эффективно использовать потенциал коллектива для решения учебных задач.

    Обучение позволит учителю или педагогу занять активную лидерскую позицию в классе , понимать и правильно использовать невидимые процессы , происходящие в группе подростков, не терять контроль при трудных поведенческих реакциях детей.

     

    Теоретическая часть:

    Истоки потребности в эмоциональном общении (эмоциональное общение  как условие развития ребенка, человека) Теория привязанности, теория объектных отношений.

    Влияние эмоционального развития на способность к обучению.

    Группы и закономерности взаимодействия в них. Группа как объект, группа как среда, группа как опыт.

    Эмоциональный аспект учебного процесса

    Основы невербальной коммуникации: закономерности и динамика.

    Эмоциональная индукция.

    Сознательные и бессознательные процессы (детерминанты) поведения (детей в группе)

    Внутренние и внешние аспекты педагогической компетентности.

     

    Практическая часть:

    Предполагается, что семинары будут включать как теоретическую часть в виде лекционно-дискуссионных блоков, так и практические части – интерактивное обучение в малых группах :

    1. техникам эмоционального общения для создания в коллективе позитивного настроя на процесс обучения и  конструктивного решения конфликтных ситуаций
    2. проведению групп взаимопомощи (балинтовские группы)
    3. проведение супервизии ( групповое консультирование трудных случаев из практики педагогов)
    4. проведение демонстрационных групп, где будут представлены   примеры трудных ситуаций в классе.
    5. дискуссия на темы: эффективные и неэффективные способы коммуникаций, взаимное влияние обучающего и группового процессов, козел отпущения в группе и др…

    Длительность: 3 семинара по 6 академических часов


    ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

    Цель:

    Внедрение в повседневную практику педагогов знаний и навыков для работы с агрессивностью среди детей, а так же профилактика насилия в школе.   

     

    Задачи:

    1. сформировать представления о феномене агрессивности на основе современных достижений психологии

    2. расширить профессиональный инструментарий педагогов (участников) эффективными способами работы с агрессивным поведением

    3. сформировать навык дифференцированного подхода при взаимодействии с проявлениями агрессии

     

    Целевая аудитория:

    Завучи, классные руководители, педагоги и воспитатели СОШ, МДОУ, детских домов, педагоги-психологи

     

    Пояснительная записка:

    Последнее время ситуация с агрессивностью среди подростков обратила на себя общественное внимание  (преступность молодеет, множество проявлений жестокости и насилия в повседневной жизни (эпизод в Москва весной) и т.п.) и ситуация прогрессирует и развивается, принимаемые меры не успевают за ней. ЧС скоро станут реалиями и провинциальных школ. На педагогах лежит ответственность за жизнь и здоровье учеников не только в силу должностных обязанностей, но и поскольку именно они являются, по сути, родительскими фигурами (значимыми лицами) для детей и подростков и проводят с ними максимальное время, а значит, их влияние невозможно переоценить… И эта ответственность порой носит характер чрезмерной эмоциональной нагрузки, которая не может не отразиться на здоровье учителей.

    Трудно спорить с необходимостью понимания  возрастных особенностей и связанных с ними конфликтами, как внутри личности ученика, так и в социальной группе ,  в проявлениях и истоках подростковой агрессивности ,обучения правильно справляться с её проявлениями, научиться использовать и трансформировать агрессивные импульсы в творческом и созидательном направлении.

    Теоретическая часть:

    Истоки агрессивности. Активность как один из важных аспектов агрессивности на внутриличностном и межличностном уровнях. Активность как условие выживания, энергия для развития и достижений… Пассивные и активные формы выражения агрессии.

    Эффективные и неэффективные( сточки зрения эмоционального общения) способы

    выражения агрессии.  Обнаружение скрытой  агрессии в коллективе.

    Необходимость перевода скрытой агрессии в открытую для возможности её дальнейшего использования в конструктивном ключе.

    Практическая часть:

    Предполагается, что семинары будут включать как теоретическую часть в виде лекционно-дискуссионных блоков, так и практические части – интерактивное обучение в малых группах :

    1. техникам эмоционального общения для создания в коллективе позитивного настроя на процесс обучения и  конструктивного решения конфликтных ситуаций
    2. проведению групп взаимопомощи (балинтовские группы)
    3. проведение супервизии ( групповое консультирование трудных случаев из практики педагогов)
    4. проведение демонстрационных групп, где будут представлены   примеры трудных ситуаций в классе.
    5. дискуссия на темы: эффективные и неэффективные способы работы с агрессией, влияние агрессивного поведения детей на эмоциональное состояние педагога, способы работы с индуцированными чувствами, ресурсы педагога в работе с агрессивностью, причины появления козлов отпущения в группе и др…

    Длительность: 1 семинар 6 академических часов


    Среда, 01 Окт 2014 | Категория: Курсы дополнительного образования | Просмотров: 1079


    Всего комментариев: 0
    omForm">
    avatar