-
ТЕМЫ:
- Установочный семинар: Синдром выгорания – 1 семинар, 6 часов
- Агрессивность подростков (Детская агрессивность) – 1 семинар 6 часов
- Эффективное эмоциональное взаимодействие – 3 семинара по 6 часов
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ: ПРИЧИНЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА. ВЛИЯНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Цель:
Информирование и помощь педагогам в сохранении психического здоровья и поддержании высокого уровня их профессионального функционирования
Задачи:
-
предоставить полную информацию о причинах и проявлениях СЭВ
-
исследовать психо-эмоциональный ресурс педагогов (участников)
-
сформировать мотивацию к овладению приемами эффективного эмоционального общения для усиления психического иммунитета и профессиональной компетентности в ситуации стресса
Целевая аудитория:
Завучи, педагоги и воспитатели СОШ и МДОУ, педагоги-психологи
Пояснительная записка:
Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья.
В Уставе ВОЗ говорится: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".
Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье – это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.
Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Более 450 миллионов человек страдают от психических расстройств. У многих других людей имеются психические проблемы.
Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
- сердечно-сосудистые;
- желудочно-кишечные;
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- болезни крови;
- нарушение функции щитовидной железы.
По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:
- – после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
- – после 15-ти лет стажа – 40%;
- – после 20-ти лет – более 50 % педагогов.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду психосоматических соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония).
Синдром хронической усталости отнесен к основным профессиональным заболеваниям педагогов.
Установлена взаимосвязь «сгорания» с неконструктивными моделями поведения в проблемных производственных ситуациях и определенным личностным симптомокомплексом (личностными «факторами риска»).
Многими исследователями обнаружена и подтверждена связь между:
- между общим (суммарным) показателем «выгорания» и характеристиками работы: значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу;
- между деперсонализацией и прогулами (недисциплинированностью), плохими отношениями с семьей и с друзьями;
- между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями;
- между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.
Теоретическая часть:
Эмоциональное выгорание как профессиональная вредность педагогов: причины, проявления и последствия.
Требования ,которые выдвигает профессия к личности преподавателя.
Мотивация выбора профессии преподавателя.
Особенность личности преподавателя и влияние этих особенностей на механизмы адаптации к профессии и проявления СЭВ.
Адаптивные и дезадаптивные способы овладения тревогой, связанной с трудностями преподавательской деятельности.
Теоретические предпосылки для создания практической модели процесса профилактики
СЭВ.
Способы профилактики СЭВ( самонаблюдение, самоанализ, профессиональное развитие, овладение навыками эффективного эмоционального общения, балинтовские группы-как средство эффективной взаимопомощи и профилактики СЭВ, супервизии и др..)
Практическая часть:
Предполагается, что семинары будут включать как теоретическую часть в виде лекционно-дискуссионных блоков, так и практические части – интерактивное обучение в малых группах :
- техникам эмоционального общения и конструктивного решения конфликтных ситуаций
- проведению групп взаимопомощи (балинтовские группы)
- проведение супервизии ( групповое консультирование трудных случаев из практики педагогов)
- самодиагностика (Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко и др.)- по желанию
Длительность: 1 семинар 6 академических часов
ЭФФЕКТИВНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ И ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАЦель:
Развитие профессиональных навыков, усиливающих эффективность и авторитет учителя
в учебном процессе.
Задачи:
-
ознакомить педагогов с теоретическим обоснованием необходимости использования эмоционального общения в учебном процессе (знакомство с теорией объектных отношений , теорией привязанностей и др..)
-
ознакомить с возрастными особенностями эмоциональной сферы учеников и дать понимание влияния этих особенностей на поведение. Понятие о дифференциальном подходе в выборе способа эмоционального взаимодействия с учениками разного возраста.
-
рассмотреть эмоциональный аспект отношений в классе (в группе) в контексте эффективности учебного процесса
-
дать понятие группового процесса как универсального . Изучение динамики группового процесса в различных социальных группах, в том числе и классе.
-
изучить роль лидера в групповом процессе. Педагог - эффективный лидер группового-учебного процесса.
-
Изучить взаимное влияние группового и учебного процессов. Позитивная и негативная динамика.
-
изучить принципы и основные приемы эффективного эмоционального взаимодействия в группе учеников.
-
расширить (обогатить) профессиональный коммуникационный инструментарий педагогов (участников)
Целевая аудитория:
Классные руководители, воспитатели СОШ, МДОУ, детских домов, учреждений дополнительного образования
Пояснительная записка:
Современные исследования (М. Кляйн, Д. Винникот, Дж. Боулби, М. Малер, Р.Ж. Мухамедрахимов и др.) доказали, что адекватное удовлетворение эмоциональных потребностей, наряду с физиологическими, являются необходимым условием для развития младенца (ребенка).
Человек – существо социальное, отсюда, группа – самая оптимальная среда для социализации и обучения. Существуют определенные закономерные процессы в социальных группах, понимание их динамики позволяет прогнозировать трудности и макесимально эффективно использовать потенциал коллектива для решения учебных задач.
Обучение позволит учителю или педагогу занять активную лидерскую позицию в классе , понимать и правильно использовать невидимые процессы , происходящие в группе подростков, не терять контроль при трудных поведенческих реакциях детей.
Теоретическая часть:
Истоки потребности в эмоциональном общении (эмоциональное общение как условие развития ребенка, человека) Теория привязанности, теория объектных отношений.
Влияние эмоционального развития на способность к обучению.
Группы и закономерности взаимодействия в них. Группа как объект, группа как среда, группа как опыт.
Эмоциональный аспект учебного процесса
Основы невербальной коммуникации: закономерности и динамика.
Эмоциональная индукция.
Сознательные и бессознательные процессы (детерминанты) поведения (детей в группе)
Внутренние и внешние аспекты педагогической компетентности.
Практическая часть:
Предполагается, что семинары будут включать как теоретическую часть в виде лекционно-дискуссионных блоков, так и практические части – интерактивное обучение в малых группах :
- техникам эмоционального общения для создания в коллективе позитивного настроя на процесс обучения и конструктивного решения конфликтных ситуаций
- проведению групп взаимопомощи (балинтовские группы)
- проведение супервизии ( групповое консультирование трудных случаев из практики педагогов)
- проведение демонстрационных групп, где будут представлены примеры трудных ситуаций в классе.
- дискуссия на темы: эффективные и неэффективные способы коммуникаций, взаимное влияние обучающего и группового процессов, козел отпущения в группе и др…
Длительность: 3 семинара по 6 академических часов
ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬЦель:
Внедрение в повседневную практику педагогов знаний и навыков для работы с агрессивностью среди детей, а так же профилактика насилия в школе.
Задачи:
-
сформировать представления о феномене агрессивности на основе современных достижений психологии
-
расширить профессиональный инструментарий педагогов (участников) эффективными способами работы с агрессивным поведением
-
сформировать навык дифференцированного подхода при взаимодействии с проявлениями агрессии
Целевая аудитория:
Завучи, классные руководители, педагоги и воспитатели СОШ, МДОУ, детских домов, педагоги-психологи
Пояснительная записка:
Последнее время ситуация с агрессивностью среди подростков обратила на себя общественное внимание (преступность молодеет, множество проявлений жестокости и насилия в повседневной жизни (эпизод в Москва весной) и т.п.) и ситуация прогрессирует и развивается, принимаемые меры не успевают за ней. ЧС скоро станут реалиями и провинциальных школ. На педагогах лежит ответственность за жизнь и здоровье учеников не только в силу должностных обязанностей, но и поскольку именно они являются, по сути, родительскими фигурами (значимыми лицами) для детей и подростков и проводят с ними максимальное время, а значит, их влияние невозможно переоценить… И эта ответственность порой носит характер чрезмерной эмоциональной нагрузки, которая не может не отразиться на здоровье учителей.
Трудно спорить с необходимостью понимания возрастных особенностей и связанных с ними конфликтами, как внутри личности ученика, так и в социальной группе , в проявлениях и истоках подростковой агрессивности ,обучения правильно справляться с её проявлениями, научиться использовать и трансформировать агрессивные импульсы в творческом и созидательном направлении.
Теоретическая часть:
Истоки агрессивности. Активность как один из важных аспектов агрессивности на внутриличностном и межличностном уровнях. Активность как условие выживания, энергия для развития и достижений… Пассивные и активные формы выражения агрессии.
Эффективные и неэффективные( сточки зрения эмоционального общения) способы
выражения агрессии. Обнаружение скрытой агрессии в коллективе.
Необходимость перевода скрытой агрессии в открытую для возможности её дальнейшего использования в конструктивном ключе.
Практическая часть:
Предполагается, что семинары будут включать как теоретическую часть в виде лекционно-дискуссионных блоков, так и практические части – интерактивное обучение в малых группах :
- техникам эмоционального общения для создания в коллективе позитивного настроя на процесс обучения и конструктивного решения конфликтных ситуаций
- проведению групп взаимопомощи (балинтовские группы)
- проведение супервизии ( групповое консультирование трудных случаев из практики педагогов)
- проведение демонстрационных групп, где будут представлены примеры трудных ситуаций в классе.
- дискуссия на темы: эффективные и неэффективные способы работы с агрессией, влияние агрессивного поведения детей на эмоциональное состояние педагога, способы работы с индуцированными чувствами, ресурсы педагога в работе с агрессивностью, причины появления козлов отпущения в группе и др…
Длительность: 1 семинар 6 академических часов
Среда, 01 Окт 2014 | Категория: Курсы дополнительного образования | Просмотров: 1079
Всего комментариев: 0